+7 (499) 372-18-89
Время работы: 9:30 – 19:00
Заказать обратный звонок
Компания «БМК»
Продажа бизнеса в Москве

Компания «БМК» предоставляет широкий спектр услуг по продаже и покупке готового бизнеса. Мы существуем с 2009 года и обладаем большим опытом проведения сделок любой сложности.

17.09.2015 13:32

Жизненный цикл компании от создания до продажи


Как известно из мировой практики, любой бизнес имеет определённый жизненный цикл, создаётся и развивается с целью максимально увеличить его стоимость. Если у собственников это получается, то они могут извлекать высокие текущие доходы, либо продать успешный бизнес за максимальную цену. Как правило, в стоимость бизнеса как раз и закладываются будущие денежные потоки от владения им.


Как бы цинично это ни звучало, практически любой бизнес создаётся именно с целью его последующей продажи за максимальную цену.

 

Тем не менее, в России, где легальный бизнес развивается менее 20 лет, еще не сложилась такая практика. Рынок купли-продажи предприятий еще только формируется. В силу этого, в отличие, например, от ЕС, где главной причиной продажи бизнеса является возраст владельцев, не позволяющий далее управлять бизнесом, который отлажен годами, в России превалируют другие причины.


Для большинства предпринимателей в России продажа бизнеса - не частое событие. Безусловно, это серьёзный шаг, за которым, как правило, стоят непростые размышления. Обычно собственники принимают такое решение вследствие множества причин, среди которых может быть переезд, семейные обстоятельства, продажа непрофильных активов (для концентрации внимания и средств на основном бизнесе) и многих других.


До недавнего времени рынок купли-продажи бизнеса (или, по международной терминологии - Рынок корпоративных прав) существовал как теневой и ограниченный, в качестве прецедентов можно было назвать только приватизируемые компании либо крупные бизнесы, являвшиеся предметом слияний и поглощений.


Рынок корпоративных прав, в целом, характеризуется повышенной степенью конфиденциальности при подготовке и проведению сделок, что обусловливало его закрытость и неразвитость до недавнего времени. Конечно, предприниматели, которые имели намерения продавать своё предприятие, искали самостоятельно возможности продажи и зачастую находили поддержку в лице своих адвокатов или консультантов: покупателей искали по разным сферам - и среди поставщиков, и среди покупателей, и среди банкиров. Информация о продаже размещалась до последнего времени в бюллетенях недвижимости, в газетах бесплатных объявлений. За это время несколько раз менялась правовая база обеспечения таких сделок, нарабатывалась определённая практика сделок.

 

Начиная с 2000г. стартовали несколько Интернет - проектов, посвященных в той или иной степени рынку готового бизнеса.

Устройство этого рынка в самых общих чертах довольно типично - есть продавцы и покупатели, есть площадки, где спрос находит предложение, операторами рынка выступают бизнес - брокерские компании; с другой стороны - этот рынок ни на что не похож.
Продажа осуществляется с соблюдением тайны. Открытая продажа бизнеса способна нанести больше вреда, чем пользы, вызвав потрясение у персонала, поставщиков, кредиторов и дебиторов, и дав шанс конкурентам подтолкнуть бизнес к краху. Поэтому лучший способ выставить бизнес на продажу - это работать с бизнес - брокером, не заинтересованным в распространении информации, к тому же он сможет обеспечить более высокую цену продажи.


Цена бизнеса может быть различной для разных покупателей. Почти все продавцы представляют себе, сколько они хотят выручить от продажи своего бизнеса, однако не представляют себе, кто и за какую цену у них может это купить - как правило, разные группы потенциальных покупателей по - разному оценивают один и тот же бизнес. Конкурент будет соотносить текущий вред от бизнеса и издержки на его приобретение (и ассимиляцию или закрытие предприятия), инвестор, выходящий на рынок, который представляет данный бизнес, будет исходить из срока окупаемости, приемлемого для его инвестиционных ожиданий, другие покупатели будут иметь тоже своё мнение. Бизнес-брокеры, которые профессионально занимаются продажами предприятий и знают специфику рынка, чаще дают наиболее точную оценку их стоимости даже по сравнению с профессиональными оценщиками, также они знают, какие покупатели могут заплатить максимальную цену.
Покупатели зачастую не уверены, что именно они хотят купить. Практика показывает, что многие покупатели, имеющие средства на покупку бизнеса, недостаточно четко представляют, в каком виде бизнеса они хотят работать. Часто они покупают совершенно иной бизнес, чем планировали до этого. Решающую роль в принятии решения о конкретной покупке играет степень подготовленности бизнеса к продаже (проведен ли анализ состояния бизнеса, имеется ли Инвестиционный меморандум, проведена ли оценка стоимости бизнеса, имеется или не имеется бизнес-план дальнейшего развития и т.д.), а также наличие привлекательного предложения как такового. Истинные доходы или расходы бизнеса становятся понятны только при углублённом его изучении.


При хорошем налоговом планировании и имеющихся в России возможностях контроля за финансовыми потоками, не отражаемыми в бухгалтерской отчетности, при оценке возможности покупки, со стороны покупателя привлекаются консультанты, аудиторы, способные оценить декларируемые продавцом показатели. В целом, чем прозрачнее предприятие, чем более формализованы бизнес-процессы, управление, тем лучше можно обосновать искомую цену. Ну и конечно, недоверие покупателя при наличии профессиональной предпродажной подготовки – полный пакет документов, отчетность и т.д. -  гораздо меньше, чем если бы этого не было сделано.


Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Отправить